Icons of Holy Virgin

Mosaic Workshop / Icons of Holy Virgin

Kasperovskaya Prsv icon. Virgin


In Russia, the icon at the end of XVI century, was brought to the Serbs, who came from Transylvania, at the invitation of the Russian government. His ancestor, in the middle of the XVIII century, settled in the county Olviopolskom Kherson province.

The icon was hereditary, while in 1809 it did not become a landowner, the wife of Captain, Juliana Ionovna Kasperova, living on his estate Kasperovo (now Kizomys, Belozersky district, Kherson region). Icon had already significantly deteriorated.

In February 1840 Kasperova night praying with tears before Kasperovoy icon of the Mother of God to help her in her plight. Kasperova suddenly saw that the icon of the Mother of God and the face refreshed brightened.

Vera Burleeva landed noblewoman who lived in a neighboring village at the same time could not cure paralysis of the left arm. In the spring of 1840 in a dream she heard the voice of the Virgin Mary, sending her to the village to pray Kasperovo icon. Burleevu Kasperovyh brought into the house, where, after prayer, she recovered.

In the summer of 1843 cases were still three outstanding healing. After praying before the image of Our Lady of recovered Shumyakov Ivan, 13-year-old peasant boy from the city of Kherson, with seizures epilepsy. Recovered Ochakovskaya Philistine Maria funny that they brought into the house Kasperovoy stricken with paralysis. Funny before treatment did not own half of his body and move on their own was not able to. After the prayer before the image of Our Lady, and the anointing oil from the lamps back sanity Novoivanovskoye peasant Paraskovja Semipudovoy, which has long been obsessed.

In late January 1844 the icon is transferred to a village temple.

Since then, the icon of Our Lady of Kasperovoy steel flow of healing, and people recognized it as miraculous. In 1846, the year collected on this Commission officially recognized the validity of all miracles and Kasperovoy icon pilgrims flocked from Kherson, Ochakov, Odessa, Nikolayev and other places.

Since 1852 at the request of residents of Kherson each year on the feast of the Assumption Kasperovskaya icon of Our Lady began to bring in the city's cathedral.

During the Crimean War, in April 1854, during the siege of Odessa Franco-British fleet citizens of Odessa sent a deputation to the bishop with a letter to Innocent which read: "In the present circumstances, when our city is in oblezhanii from enemies, we deal with a humble request your Eminence to obtain for permission to bring Kasperovskaya icon of Our Lady of the cathedral church for the duration of our blockade of the city. wholeheartedly believe in the wonderful care of Our Lady, and we trust that the presence of Her Face in our city will be invincible bulwark against enemy attacks and the most reliable guarantee of our salvation.

Please citizens of Odessa was granted, and August 6, 1854 the icon in procession from the village Kasperovki brought to the cathedral city of Odessa, where it remained until May 20, 1856.

September 26, 1855 at Odessa harbor came the enemy's fleet of 120 pennants. Daily in these difficult days Christians together with Saint Innocent prayed before the miraculous way of saving the city. One can only imagine the state of the citizens, for a week under the muzzles of lethal weapons squadron, however, all wondered what prevents the enemy to attack virtually defenseless city.

On the eve of October 1, the area in front of the cathedral gathered almost all the population of Odessa, were prayers before Kasperovskaya miraculously, with the blessing of the lord, began to read the penitential canon - all asked the Queen of Heaven spare the city. On the day of the Protection of the Mother of God of the sea down a thick, almost impenetrable fog. Enemy ships in the fog off course and could not determine the correct direction of prospective strike. Another day - and the fleet suddenly gone.

Some thought this deliverance by accident, - the enemy of ignorance of our available forces and the fear of fire coastal batteries. But believers Odessa residents in those days, young and old thanked the Virgin. It was truly omophorion outstretched these days over the city, and saved him from certain death. This day was particularly memorable for the citizens of Odessa, on the same day, the feast of the Holy Virgin, and set one of the days Kasperovskaya honor of Our Lady.

Since 1918, the miraculous image was in the Holy Transfiguration Cathedral constant. In 1936, after the destruction of the cathedral Kasperovskaya icon moved to the Cathedral of the Assumption, who later became a cathedral. The miraculous image of the Blessed Virgin Kasperovskaya icon is in it now.

Celebrating 29 June (12) July 1 (14) of October and Wednesday of Bright Week.

Pochaev Icon Prsv. Virgin


Revered ancient miraculous icon of the Mother of God Pochaevskaya stored Pochayiv Monastery in western Ukraine in the village Pochaiv Ternopil region. It belongs to the iconographical type of emotion. According to legend, it was presented monks noblewoman Anna Goiskoye, which in 1559 received it as a gift from a passing Pochaev Metropolitan Neophyte, the future Patriarch of Constantinople.

After some time, took the icon from the Monastery of the heir of Anna Goiskoye Andrew Lutheran Firlej. The image was with him for about 20 years and in 1644 returned to the monastery. Tradition relates to the return of the story of the wife of Andrei became possessed woman and, on the advice of Job Pochaev to be healed icon returned to the monastery.

Around 1721 the monastery with the icon was acquired Uniates. In 1773, the faces of baby Jesus and Mary were crowned sent by Pope Clement XIV two crowns of gold. In 1831, the monastery and the icon was returned to Orthodox monastery received the status of Lavra.

At present, the icon is in the Assumption Cathedral Pochaev Monastery daily before it is read the Akathist.

Miracles associated with Pochaev icon

Ridding Pochayiv laurels from the Turkish siege 20-23 July 1675. The most famous miracle attributed to the icon: July 23 morning sunrise Tatars held last advice to storm the monastery, the abbot also ordered to sing the Akathist Lady. From the first words of "Thee the Champion Leader" on the temple itself was suddenly Virgin Mary ... Monk Job staying near the Mother of God, bowing to her and praying for the protection of the monastery. Tatars took the heavenly host of a ghost in turmoil started shooting at the Blessed Virgin and St. Job, but the arrows to go back and hurt those who shoot. Horror gripped the enemy. In the stampede, not looking her, they killed each other. Defenders monastery rushed after them and captured many prisoners.

Wonders of the period capture the laurels Uniates

In the period of the Uniate Pochaev Monastery (1721-1832 years) from the icon testified, according to the Russian Orthodox Church, 539 miracles. Marked the return of the Orthodox Monastery is said to have healed a blind girl Anna Akimchukovoy. In memory of this event is set weekly, on Saturdays, reading cathedral litany before the miraculous icon.

The celebration takes place on 23 July (5) August 8 (21) September, and Friday of Bright Week.

Iberian icon of the Blessed. Virgin


Iberian icon of the Mother of God, or the concierge Vratarnitsa (Greek Παναγία Πορταΐτισσα, Portaitissa) - Orthodox icon of the Virgin Mary and Child, is revered as a miraculous, belongs to the type of icon painting Hodegetria. The original is in the Iberian monastery on Mount Athos in Greece, according to the Orthodox tradition it was written by St. Luke.

The legend about finding icons

In the IX century, during the reign of Emperor Theophilus in order to save the icon of the iconoclastic image was lowered into the sea, women living near the city of Nicaea. After two centuries the monks Georgian Iberian monastery on Mount Athos in the sea saw the icon, supported by a pillar of fire. Reverend Gabriel Holy Mountain, in a dream instructed by Virgin, went walking on the water and brought the icon to kafolikon, but in the morning it was discovered over the gate of the monastery. Tradition says that was repeated several times, so the icon left at the gate and called Vratarnitsey or porter, and on behalf of the monastery - the Iberian monastery - it was named the Boys. Originally, the icon was outside, in Kyoto directly above the entrance, but later built a special small church inside the monastery, to the left of the gate, where she resides today.

In the XVI century, the icon was decorated with a chased silver setting of Georgian artists. Salary leaves open only the faces of the Virgin and Christ Child.

During the celebration:

12 (25) of February and Tuesday of Bright Week - the acquisition of the image of Mount Athos;
13 (26) Oct-transfer in 1648 in Moscow, the icon list, sent to Tsar Alexei Mikhailovich from Athos.

Vladimir Icon of the Blessed. Virgin


Vladimir Icon of the Mother of God (originally Vyshgorodska) - one of the most revered relics of the Russian Orthodox Church, is considered miraculous. Iconographically Vladimir Icon of the type Eleousa (Tenderness). The baby fell down her cheek to cheek Mother. Icon conveys the full tenderness communication Mother and Child. Mary anticipates the suffering of the Son in His earthly journey.

A distinctive feature of the Vladimir Icon of the other icons like Affection: Christ Child left leg bent so that the sole of the foot is visible, "heel."

According to Church tradition, it is one of the icons painted St. St. Luke. In V. it was brought from Jerusalem to Constantinople. Brought it to Russia from Byzantium in the early XII century (about 1131) as a gift to Yuri Dolgoruky, the Patriarch of Constantinople Luke Hrisoverga. Initially, the Vladimir Icon of the Theotokos was in the women's monastery Vyshgorod near Kiev. Son of Prince Andrew Bogolyubsky, distinguished piety, away to Rostov took Vyshgorodsky icon of Our Lady with them. Mother was on the way to the prince in a dream and ordered to put an icon in Vladimir. It was in 1158

Prince created the Church of the Assumption of the Blessed Virgin, and suffered in his icon, adorning it with gold, silver and precious stones. Since that time the icon was named Vladimir. In the XV century. Vladimir Icon was moved to Moscow, the Assumption Cathedral.

During the invasion of Tamerlane under Basil I in 1395, revered icon was transferred to Moscow to protect the city from invaders. In place of "Candlemas" (meeting) Muscovites Vladimir Icon was founded Candlemas Monastery. The fact that Tamerlane's troops for no reason turned from Yelets back, before reaching Moscow, was seen as the intercession of the Virgin.

Two more miraculous escape from the invaders took place in 1451 (invasion Nogai prince Mazovia) and in 1480 (standing on the Ugra river).

In 1918 he withdrew from the icon of the Assumption Cathedral of the restoration, and in 1926 transferred to the State Historical Museum. In 1930 she was transferred to the State Tretyakov Gallery. Since September 1999, is located in the church-museum of St. Nicholas in Tolmachev at the State Tretyakov Gallery.

The celebration of the icon:
May 21 (June 3) - getting rid of Mahmet Giray;
June 23 (July 6) - getting rid of Ahmad;
August 26 (September 8) - meet the icon to Moscow and getting rid of Tamerlane.

Don icon of the Blessed. Virgin


Don Theotokos - an icon of the Virgin with the Christ Child in her arms, made in the iconographic harass Eleousa. The Russian church icon venerated miraculous.

According to legend (according to the preface to the book deposit Donskoy monastery from 1692), was presented to the Don Cossacks Moscow Prince Dmitry Donskoy before Kulikovo battle with Khan Mamai in 1380, the day before the Battle of the icon were rows of soldiers for the encouragement and welfare against the enemy. After the victory of the icon was presented as a gift to the Cossacks to the Grand Duke, who brought her to Moscow and placed in the Assumption, and then in the Annunciation Cathedral. In memory of the victory named it Don.

Before Don icon of July 3, 1552 in front of the Kazan campaign prayed Ivan the Terrible and took it with him in the campaign.

In 1591, during the reign of Feodor Ivanovich, when the Crimean Prince Nurydan his brother Moore Giray approaches to Moscow and settled near it, the Sparrow Hills, the king wrote a prayer for help to the Virgin Protectress of Christians. After the procession with the Don icon around the city he put it in his field church and before the battle the whole night spent in prayer. The day Tatars attacked the Russian, but suddenly, terrified by an unseen force, fled and left on the battlefield, many dead and all their host. In gratitude to the heavenly Intercessor here and founded a monastery called the Don, and it was given the Don icon.

The celebration in honor of accomplished August 19 (September 1), the day of victory.

Tikhvin Icon of the Blessed. Virgin


Tikhvin Icon of the Mother of God - the icon of the Mother of God, venerated in the Russian Orthodox Church of the miraculous. Written, according to tradition, sv.evangelistom Luke. Icon exists in several lists with icons, in different cities. It was, in fact, a subtype of iconographic image Protectress ('The Guide'), for example, lists the Saviour in the Temple of the Haymarket, Afanasyevsky monastery in Mologa.

In the manuscript "Tales of the Tikhvin Icon of the Mother of God", the earliest of which date from abroad XV-XVI centuries., Its appearance in the Novgorod limit applies to 1383 "Radiant marching through the air" from Constantinople shortly before its capture by the Turks, from one village to another, "angels invisibly wearable" (as in the story), the icon is the locals, until they reached the river Tikhvinka.

According to the "Legend", the icon appeared seven times in front of witnesses: first, on Lake Ladoga, in churchyards Smolkovo River Oyat in Vymochenitsah, then "on Kozhele cookies on the Hill", then - on the hill above the river Tikhvinka. Flocked to the mountain a lot of people. The priests came in procession and with the people of the Virgin Mary prayed to her icon descended to them. And icon gone heights into the arms of the priests. All reverently kissed the icon and on the same day began to build the temple. But on the night icon was transferred on the other side of the river, a mile from the two mountains. Together with the icon was moved there and started the temple, and all the material prepared for the church, and even the chips - as if the place itself was moved first appearance. The temple was completed, and the icon placed in him.

From the icon there is a lot of miracles. With one of them involves the release of the Tikhvin Monastery of Our Lady of the Assumption of the Swedish invasion in 1613 led by General De la Gardie. Novice Martinianu Virgin was led by Barlaam Hutynsky, Zosima of Solovki and Nicholas pleaser. "Tell the governor and all the people," - said Chudovtorets - "Mother of God, the total molebnitsa kind of Christian begged his Son, Christ our God to save you from the enemies, and you will see the mercy of God and the victory." Icon was enclosed in a night vision around the monastery. Spiritual eclipse struck Swedes to take flight once it seemed that they are surrounded by a myriad army. Subsequently, there was founded Assumption Monastery.

After the closure of the monastery in 1920, the icon was an exhibit of local history museum. Until 1941, the Tikhvin icon was in the museum. During the occupation of Tikhvin in November 1941, the icon was taken out of the cathedral by the Germans and sent to Pskov, where the transferred Pskov spiritual mission. There she was two years and its value as an important weekly on Sundays were given to Trinity Cathedral for worship. Then he brought it in the spring of 1944 in Riga, Libau, Jablonec, the American occupation zone in Germany.

As a result of a long journey in 1950, the miraculous image was taken at the Holy Trinity Cathedral in Chicago, where the abbot and the keeper of the icon was first Archbishop John Rigas (Garklavs) and then his stepson Archpriest Sergy (Garklavs), dedicated his life to the preservation of the icon . According to the will of the Archbishop, the return of the icon to Russia was to take place only when the Tikhvin Monastery reborn.

In 1995, the monastery was transferred to the Church of the Assumption Cathedral rebuilt and consecrated.

In 2004, the icon was solemnly returned to its historic place in Tikhvin Assumption Monastery Marian.

The celebration takes place the icon on June 26 (July 9).

Igorevskaya icon of the Blessed. Virgin


Igorevskaya Theotokos - an icon of the Virgin, venerated miraculous. This icon of the Virgin was named in honor of the martyr, the Grand Prince of Kiev Igor Olgovich, praying before the icon in the very last moments of life. Celebration of the icon - the day of the relics of Igor in 1150 from Kiev Chernigov (June 5 old style).

Iconographic type - "Tenderness". There are a number of lists with icons. Icon "Our Lady of Tenderness Igorevskaya with Deesis and selected saints" refers to the end of the XIV - XV centuries beginning.

History icon of the Virgin is associated with the memory of the holy Great Prince Igor of the genus Olegoviches in baptism George, monk Gabriel, who was killed in Kiev in 1147 (commemorated on June 18 and October 2, new style). Holy Prince involved against his will at the center of internecine warfare, became the innocent victim of hate Kiev to his elder brother - Grand Prince Vsevolod. After receiving death in the reign of Vsevolod Kyiv city, Prince Igor owned it only two weeks since the Kiev boyars immediately called enemies of Olegoviches Mstislavich with the army.

Near Kiev was a battle between the forces of Prince Igor and Izyaslav Mstislavovitch. Kiev troops in the heat of battle betrayed Igor and joined the Izyaslav. Igor II of Kiev four days hiding in the marshes near Kiev. There, he was captured and brought to Kiev and put into a chop - cold log cabin with no windows and doors (to release the prisoner, had him out of there, "to cut down»).

In Prince Poruba suffering ill. Thinking that he would die, Duke allowed opponents "cut" him from prison and mow the schema in the Kiev Monastery of Theodore. But the prince has recovered and, left the monastery monk, spent time in tears and prayer.

But less than a year, as rebellious mob decided to deal with the prince-monk. Metropolitan and clergy tried to reason and stop Kiev. Who ruled in Kiev Izyaslav Mstislavich and especially his brother Prince Vladimir tried to prevent the senseless bloodshed and save the holy martyr, but they themselves were threatened by violent crowds.

The rebels broke into the church during the Divine Liturgy, caught praying before the icon of Our Lady of Igor and dragged him to the massacre. Thus died the innocent martyr, Saint Prince Igor. The icon of the Virgin Mary, to which the saint prayed before a horrible death, has since become known as Igorevskaya.

Soon Igorevskaya icon of the Virgin was venerated as miraculous and was placed near the royal doors in the aisle of St. John the Theologian in the Dormition Cathedral of the Kiev-Pechersk Lavra. During the occupation of Kiev in 1941, the icon had disappeared. List icon in the collection of the State Russian Museum.

The celebration takes place 5 (18) in June.

To be continued ...

Богородичные иконы

Мастерская мозаики / Богородичные иконы

Касперовская икона Прсв. Богородицы


В Россию икона в конце XVI века была привезена сербами, приехавшими из Трансильвании по приглашению русского правительства. Его предок, в середине XVIII века, поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии.

Икона передавалась по наследству, пока в 1809 году её не приобрела помещица, жена штабс-капитана, Иулиания Ионовна Касперова, проживающая в своём имении Касперово (в настоящее время Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области). Икона к тому времени значительно обветшала.

В феврале 1840 года Касперова ночью молилась со слезами перед Касперовой иконой Божией матери с просьбой помочь ей в её бедах. Вдруг Касперова увидела, что икона обновилась и лик Богородицы просветлел.

Мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева, жившая в соседнем селе в то же время никак не могла излечить паралич левой руки. Весной 1840 года во сне она услышала голос Богоматери, посылающий её в село Касперово помолиться иконе. Бурлееву привезли в дом Касперовых, где после молитвы она вылечилась.

Летом 1843 года случаются ещё три выдающихся исцеления. После молитв перед образом Божией Матери выздоровел Иван Шумяков, 13-летний крестьянский мальчик из города Херсона, страдавший припадками падучей болезни. Выздоровела очаковская мещанка Мария Смешная, которую в дом Касперовой привезли разбитую параличом. До исцеления Смешная не владела половиной своего тела и двигаться самостоятельно была не в силах. После молитвы перед образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Парасковье Семипудовой, которая долгое время была одержима.

В последних числах января 1844 года икону переносят в сельский храм.

С тех пор от Касперовой иконы Богоматери стали проистекать исцеления, и люди признали её чудотворной. В 1846-м году собранная по этому поводу комиссия официально признала действительность всех чудотворений и к Касперовой иконе начали стекаться паломники из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест.

С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня Касперовскую икону Божией Матери стали приносить в городской собор.

Во время Крымской войны, в апреле 1854 года, при осаде Одессы франко-британским флотом граждане города Одессы отправили депутацию к преосвященному Иннокентию с письмом такого содержания: "При настоящих обстоятельствах, когда город наш находится в облежании от врагов, мы обращаемся с покорнейшей просьбой к Вашему Высокопреосвященству исходатайствовать дозволение принести Касперовскую икону Богоматери в соборный храм наш на все время блокады нашего города. От всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Ее Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения".

Просьба жителей Одессы была удовлетворена, и 6 августа 1854 года икону крестным ходом принесли из села Касперовки в кафедральный собор города Одессы, где она и оставалась до 20 мая 1856 года.

26 сентября 1855 года на Одесском рейде появился неприятельский флот из 120 вымпелов. Ежедневно в эти тяжелые дни христиане вместе со святителем Иннокентием возносили молитвы перед чудотворным образом о спасении города. Можно себе только представить состояние горожан, целую неделю находящихся под дулами смертоносных орудий эскадры, тем не менее, все недоумевали, что же мешает неприятелю напасть на практически беззащитный город.

Накануне 1 октября, перед соборной площадью собралось почти все население Одессы, служили молебны, перед Касперовским чудотворным образом, по благословению владыки, стали читать покаянный канон - все просили Царицу Небесную пощадить город. В день Покрова Божией Матери на море опустился густой, почти непроницаемый туман. Вражеские суда в этом тумане сбились с курса и не могли определить верное направление предполагаемого удара. Еще один день - и флот внезапно ушел.

Одни считали это избавление случайностью, другие - незнанием врагом наших наличных сил и страхом перед огнем приморских батарей. Но верующие жители Одессы в те дни от мала до велика благодарили Пресвятую Богородицу. Воистину Ее омофор был распростерт в эти дни над городом и спас его от неминуемой гибели. День этот стал особенно памятным для жителей Одессы, в этот же день, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установлен и один из дней чествования Касперовской иконы Божией Матери.

С 1918 года чудотворный образ пребывал в Спасо-Преображенском соборе постояно. В 1936 году после уничтожения собора Касперовскую икону перенесли в Успенский собор, ставший позднее кафедральным. Чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы находится в нём и сейчас.

Празднование 29 июня (12) июля, 1 (14) октября и в среду Светлой седмицы.

Почаевская икона Прсв. Богородицы


Почитаемая чудотворной древняя Почаевская икона Пресвятой Богородицы хранится в Успенской Почаевской Лавре на западе Украины в посёлке Почаев Тернопольской области. Принадлежит к иконописному типу Умиление. По преданию, она была подарена инокам дворянкой Анной Гойской, которая в 1559 году получила её в дар от проезжавшего мимо Почаева митрополита Неофита, будущего константинопольского патриарха.

Спустя некоторое время икону забрал из монастыря наследник Анны Гойской лютеранин Андрей Фирлей. Образ находился у него около 20 лет и в 1644 году вернулся в обитель. Предание связывает с возвращением историю о том, что жена Андрея стала бесноватой и, по совету Иова Почаевского, чтобы получить исцеление вернула икону в монастырь.

Около 1721 года монастырь вместе с иконой перешёл во владение униатов. В 1773 году лики младенца Христа и Богородицы были коронованы присланными папой Климентом XIV двумя коронами из чистого золота. В 1831 году монастырь и икона были возвращены православным, монастырь получил статус лавры.

В настоящее время икона находится в Успенском соборе Почаевской лавры, ежедневно перед ней читается акафист.

Чудеса, связанные с Почаевской иконой

Избавление Успенской Почаевской лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года. Наиболее известное чудо, приписываемое иконе: Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица… Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен.

Чудеса периода захвата лавры униатами

В униатский период Почаевской лавры (1721—1832 годы) от иконы засвидетельствовано, по утверждению Русской церкви, 539 чудотворений. Возвращение лавры православным отмечено, по преданию, исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой. В память об этом событии установлено еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.

Празднование совершается 23 июля (5) августа, 8 (21) сентября и в пятницу Светлой седмицы.

Иверская икона Прсв. Богородицы


Иверская икона Пресвятой Богородицы, Врата́рница или Привра́тница (греч. Παναγία Πορταΐτισσα, Портаитисса) — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно православному преданию он написан евангелистом Лукой.

Предание об обретении иконы

В IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен в море женщиной, проживавшей около города Никея. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей или Привратницей, а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.

В XVI веке икона была украшена чеканным серебряным окладом работы грузинских мастеров. Оклад оставляет открытым только лики Богородицы и Богомладенца.

Дни празднования:

12 (25) февраля и во вторник Светлой седмицы — обретение образа на горе Афон;
13 (26) октября— перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона.

Владимирская икона Прсв. Богородицы


Владимирская икона Пресвятой Богородицы (первоначально Вышгородская) - одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; считается чудотворной. Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

По церковному преданию, это одна из икон, написанных св. евангелистом Лукой. В V в. она была принесена из Иерусалима в Константинополь. На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын князя Андрей Боголюбский, отличавшийся благочестием, удаляясь в Ростов, взял Вышгородскую икону Богоматери с собой. На пути Богородица явилась князю во сне и повелела поставить икону во Владимире. Это было в 1158 г.

Князь создал храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и перенес в него икону, украсив её золотом, серебром и драгоценными камнями. С того времени икона стала называться Владимирской. В XV в. Владимирская икона была перенесена в Москву, в Успенский собор.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).

В 1918 году икону изъяли из Успенского собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Празднование иконы:
21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея;
23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата;
26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана.

Донская икона Прсв. Богородицы


Донская икона Божией Матери — икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. В Русской церкви икона почитается чудотворной.

По преданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692 года), была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой с ханом Мамаем в 1380 г. В день битвы икону носили перед рядами воинов для ободрения и вспомоществования против врагов. После победы икона была поднесена казаками в дар великому князю, который принес её в Москву и поставил в Успенском, а потом в Благовещенском соборе. В память победы назвали её Донской.

Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный и взял её с собой в поход.

В 1591 г. в царствование Феодора Иоанновича, когда крымский царевич Нурыдан с братом своим Муром Гиреем подступил к Москве и расположился близ неё, на Воробьевых горах, то царь обратился с молитвой о помощи к Защитнице христиан Богородице. После крестного хода с Донской иконой вокруг города он поставил её в своей походной церкви и перед сражением целую ночь провел в молитве. Наступил день, татары напали на русских, но вдруг, устрашенные невидимой силой, обратились в бегство и оставили на поле сражения множество убитых и весь свой стан. В благодарность небесной Заступнице здесь и был основан монастырь, названный Донским, и в нем была поставлена Донская икона.

Празднование в честь иконы совершается 19 августа (1 сентября), в день победы.

Тихвинская икона Прсв. Богородицы


Тихвинская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Написана, по преданию, св.евангелистом Лукой. Икона существует в нескольких списках с иконы, находящихся в различных городах. Она стала, по сути, иконографическим подтипом образа Одигитрии ('Путеводительницы'), к примеру, списки в Храме Спаса на Сенной, Афанасьевском монастыре в Мологе.

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV—XVI вв., ее появление в новгородских пределах относится к 1383 г. «Светозарно шествуя по воздуху» из Константинополя, незадолго до взятия его турками, из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки.

Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти, в Вымоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой. К горе стеклось множество народа. Священники пришли с крестным ходом и вместе с народом молились Богородице, чтобы икона Её снизошла к ним. И икона сошла с высоты прямо на руки священников. Все с благоговением лобызали икону и в тот же день начали строить храм. Но в ночь икона перенеслась на другую сторону реки, версты за две от горы. Вместе с иконой перенесены были туда и начатый храм, и весь материал, приготовленный для храма, и даже щепки, - как будто перенесли само место первого явления. Здесь храм был достроен, и икона поставлена в нем.

От иконы происходило множество чудес. С одним из них связано освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 г., возглавляемых генералом Делагарди. Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николаем Угодником. «Скажи воеводам и всем людям», — сказал Чудовторец, — «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу». Икону обнесли в ночном видении вокруг обители. Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско. Впоследствии тут был основан Успенский мужской монастырь.

После закрытия монастыря в 1920-х годах, икона была экспонатом местного краеведческого музея. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 г. в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии.

В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс) , всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Празднование иконе совершается 26 июня (9 июля).

Игоревская икона Прсв. Богородицы


Игоревская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитается чудотворной. Данная икона Богородицы названа в честь святого страстотерпца, великого князя Киевского Игоря Ольговича, молившегося перед иконой в самые последние минуты жизни. Празднование иконе — день перенесения мощей Игоря в 1150 году из Киева в Чернигов (5 июня по старому стилю).

Иконографический тип — «Умиление». Имеется множество списков с иконы. Икона «Богоматерь Умиление Игоревская с Деисусом и избранными святыми», относится к концу XIV — началу XV вв.

История иконы БогоМатери связана с памятью о святом великом князе Игоре из рода Ольговичей, в крещении Георгии, в иночестве Гаврииле, убитом в Киеве в 1147 году (память 18 июня и 2 октября по новому стилю). Святой князь, вовлечённый против своей воли в самый центр междоусобной брани, стал невинной жертвой ненависти киевлян к его старшему брату – великому князю Всеволоду. Получив после смерти Всеволода в княжение город Киев, князь Игорь владел им всего лишь две недели, так как киевские бояре сразу же призвали врагов рода Ольговичей Мстиславичей с войском.

Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Киевские войска в разгар сражения предали Игоря и перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб – холодный бревенчатый сруб без окон и дверей (чтобы освободить узника, приходилось его оттуда «вырубать»).

В порубе многострадальный князь тяжело заболел. Думая, что он умрёт, противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Но князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.

Но не прошло и года, как взбунтовавшаяся чернь решила расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить киевлян. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить бессмысленное кровопролитие и спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточённой толпы.

Восставшие ворвались в храм во время Божественной литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. Так погиб безвинный мученик, святой князь Игорь. Икона БогоМатери, перед которой святой молился перед страшной смертью, с тех пор стала называться Игоревской.

Вскоре Игоревская икона Пресвятой Богородицы стала почитаться как чудотворная и была помещена близ царских врат в приделе святого апостола Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Во время оккупации Киева в 1941 году икона бесследно исчезла. Список иконы находится в коллекции Государственного Русского музея.

Празднование совершается 5 (18) июня.

Продолжение следует...